Ого 👹 Тень тишины 👹 Ого!
Новый год на Бали приходится на день равноденствия. Разумно, учитывая циклы природы и весеннее обновление. Вместо деда Мороза - дед инсайд... эээ Баронг, вместо похмельного 1 января со сверкающими сугробами ("су" - усиливающий предлог на санскрите, и что он тут усиливает?) - день тишины в сладковато-терпком эфире вымершего острова.
Легенда такая.
Некогда светлые силы Бали провели депортацию всех демоноидов, чернокнижных блогеров и прочих маргинальных элементалов, не вышедших формой Эго, отправив их заселять соседний остров Нуса Пенида. Только давайте без аллюзий. Нуса Пенида приобрела зловещий имидж центра черной магии, а переселенцы в день равноденствия каждый год ватагой возвращаются обратно, чтобы повлиять на хрупкий баланс добра и зла. Поскольку пока еще не придумали международный суд по правам демонов, приходится самоорганизовываться.
Балийцы делают огромные куклы Ого-ого, которые символизируют это самое зло и человеческие пороки, от которых следует очистить мир перед наступлением Нового года. Чаще всего изображают Бхута Кала, ведьму Леак или колдунью Рангду. Но в последние годы креатив перестал цензурироваться. То ли зло переменчиво и уже не носит Prada, то ли на Нуса Пениду понаехали всякие орко-мигранты из провинциальных областей тьмы, но, например, в этом году мы видели статую панка с ирокезом в значках анархии и пышногрудую инфлюэнсершу с селфи-палкой. Глядишь через пару десятков лет Бхута Кале придется тесниться на задворках, уступая подиум Хаги Ваги и коллективной Ксении Собчак. Видимо, без аллюзий никуда.
Каждый банджар (деревня) выставляет своего Ого-Ого, сделанного с таким изяществом и любовью, что трудно поверить, будто мастерили деревенские пацаны без спец.образования, да еще из пенопласта. Вечером фигуры возят по городу, а потом сжигают, что рекомендуется сделать со своими страстями и пороками, прежде чем лечь спать, если вы конечно не из этих...
Утро и все следующие сутки посвящены абсолютной тишине.
🙅♂ Запрещено:
- пользоваться электричеством
- интернетом
- выходить из дома
- шуметь
- зажигать свет
- болтать всякие глупости.
Повисает мистическая пауза пустого, но не мертвого города, словно ожившие книги Мураками или Кинга, а еще точнее что-то из Миядзаки (начало "Унесенных призраками"), подменяют ментальный вайб повседневного.
До самой темной ночи антивирусы отключены и система висит ощущением, что по дворам бродят призраки дед инсайдов. И только европейские варвары - французы в соседнем отеле, наплевав на мифический иррациональный контекст, включают полный свет, призывая духов посетить их беспечные души с внеочередным визитом из мира мертвых. Они не помнят марсельезы и не чтят молитвы к св. Жанне Д'арк.
Когда выпадаешь из контекста мифа, то можно ошибиться дверью и войти в потусторонний Индомаркет, или вовсе потеряться в лабиринте звуков гамелана, переродившись тенью бродячей собаки или ведьмой на Нуса Пениде. Когда выходишь из контекста мифа - перестаешь контролировать бессознательное.