👺 «KGBT+» Пелевин в #женячитнул
🖊 Жанр: future postmodern
19 роман Виктора Олеговича, который один бесконечный графо-роман. И несмотря на спекулятивную, пошлую и повторяющуюся местами ерунду, словно нейросеть просто компилирует инфоповоды в единый нарратив, всё равно интересно читать, потому что динамичное повествование, парадоксальный футуризм, остроумные шутки и мемности, крутая адаптация духовных понятий (буддийских в основном). А в этом сезоне еще и попадание с chat gpt. Наконец с чистой совестью можно признать, что это пишет не человек, а символическая структура без души и тела.
И ты наконец отпускаешь требование литературно эволюционировать, потому что нейросеть и не должна становится другим видом языка, а всего лишь обрабатывает мировую биг дату, в которой Пелевин - это
«Читта вритти ниродха»
В «Йога Сутрах» Патанджали, «читта» — «психика», «разум», «ум», «сознание». Сосуды, озера, шкафы. «Что-то, что вмещает возможность самоощущения, инструмент познания мира». Согласно «Гхеранда Самхите», читта «непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»)». То есть это то, что мы должны фиксировать и направлять. Наше сознательное, подсознательное и бессознательное.
Вритти – волны мыслей в читте, переживания и колебания, которые не дают читте принять естественное состояние зеркальности. Другими словами вритти – сансарная активность, заставляющая думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я». Шаблоны, которые обуславливают поведение: привычные реакции, ежечасные мысли и доведенные до автоматизма триггеры поведения.
Когда читта пребывает в естественной форме, функции психики прекращаются и гладь воды становится ровной (читта вритти ниродха), что является наиболее точным определением термина «йога» с точки зрения Патанджали. Про Господа Бога мы здесь умолчим.
📖 Сюжет
В мире вся элита обрела бессмертие, переселившись в «банки» (подземные резервуары, в которых хранятся мозги богатеев, подключенные к миллионам генерирующих виртуальную реальность электродов), а на земле официально наступила «зеленая эра» (теперь перемещаются исключительно на лошадях).
Рекламу транслируют в мозг потребителя через вживленный имплант, напрямую управляя эмоциями и желаниями человека. На этом фоне разворачивается история главного героя по имени KGBT+.
Имя — вернее, творческий псевдоним — героя сконструировано так, чтобы максимально расширить целевую аудиторию. «KGB» вызовет приятные ассоциации у «патриотического» крыла публики (теперь их принято называть «сердоболами» — именно они стоят у власти в России). GBT+, напротив, понравится ориентированным на западные ценности «криптолибералам». Впрочем, и патриоты, и либералы в этом дивном новом мире — категории относительные, поскольку лидеры обоих направлений давно переселились в «банки», и мирно сосуществуют, время от времени стравливая своих смертных сторонников.
Кей — «вбойщик». Так называют новую форму художников — нечто вроде рокеров классической эпохи или современных рэперов. Материалом для них служат не слова или музыка, но идеи, которые они «вбивают» в головы аудитории через мозговой имплант. Резонанс тысяч имплантов превращает созданную «вбойщиком» композицию в подобие коллективной медитации. На несколько мгновений она дарит и самому творцу, и его пастве подлинный ментальный экстаз.
В этой точке Пелевин сбрасывает маску и обращается к читателю напрямую: страдания возникают, когда мы пытаемся присваивать происходящее. Единственное, что мы можем сделать, чтобы избежать страдания, это отказаться от привычки оценивать каждое событие, картинку, вдох и выдох, не вовлекаясь и не погружаясь в них. Если этого удастся добиться, «тогда тебя не будет в этом, тебя не будет нигде — ни здесь, ни там, ни где-либо посередине». Ты исчезнешь и пересоберешь себя в ином мире, созданном по образу и подобию. Или не соберешь вовсе, если почувствуешь, что готов покинуть колесо Сансары. Про Вайкунтхи ни слова. Это пересборка требует дополнительной даи (милости) от Вайкунтханатха.